Марафон "Секреты воспитания"

За 7 уроков, вы получите знания о том, как наладить контакт с вашим ребенком, как меньше конфликтовать с ним, и лучше понимать его!

Узнать подробнее

Марафон "Секреты счастливых отношений"

Узнай, как построить отношения, найти понимание и не развестись, с помощью психолога практика, сохраняющего каждый год более 190 семей.

Узнать подробнее

Когда ребенок говорит «нет», «нет» и «нет» вам в ответ

Это слово ребенок будет говорить в течение одного дня, недели, месяца или даже года. Оно чрезвычайно популярно среди двухлетних детей, ему отдают предпочтение дети в возрасте одного и трех лет. Это слово «нет», и если вы часто слышите, как ребенок использует его, то обнаружите, что, в дополнение к его обычному смыслу, «нет» также может означать «никогда», «не сейчас», «нет, пока ты смотришь», «нет, если ты хочешь, чтобы я это сделал», а иногда даже «да».

Все начинается вскоре после того, как ребенок начинает ходить, наиболее часто ребенок начинает говорить слово «нет» несколько месяцев спустя. Дети начинают борьбу за свою независимость, и их первая реальная физическая свобода — быть способными ходить и забираться куда хочется — помогает им делать большие шаги по пути обретении собственной независимости. Как только малыши начинают чувствовать контроль за своими действиями, они сразy же начинают доказывать свою психологическую и социальную независимость.

Готовые к самовыражению, дети начинают сражение при помощи имеющегося у них ограниченного словарного запаса — для некоторых детей он составляет всего пятьдесят слов, т. е. незначительная частица словарного запаса взрослого человека — для фразы, которая демонстрирует их независимость. Несколько слов ребенка способны привлечь внимание, позволить самовыразиться, установить независимость, и одним из них является слово «нет». Почти все дети выбирают именно это слово.

Использование слова «нет» непроизвольным образом поддерживается самими родителями, которые слишком часто говорят его. Поскольку повышенная физическая активность и любопытство помогают вашему ребенку забираться на шкаф в маминой комнате или на стол в кухне, в этот период времени большинство детей слышат много четких «нет» от своих родителей.

Когда ребенок открывает для себя слово «нет», для него открывается целый мир. Внезапно он не делает, не сделает и не сможет — это его собственное дело, несмотря на негативную сторону этого решения.

Иногда дети так довольны собой и тем, что говорят «нет», как будто им удалось одержать собственную личную победу над взрослыми, даже если ребенок на самом деле хочет то, что ему предлагает взрослый человек. Когда они отвечают «нет» на вопрос «Ты готов к обеду?» или «Хотел бы ты сейчас пойти на прогулку?», дети терпят поражение, потому что отказываются от того, что им хочется сделать на самом деле. Многие из них все равно продолжают говорить «нет», поскольку в течение этого непродолжительного периода осознание собственного самоутверждения перевешивает все остальное.

Советы психолога примерным родителям.

Не ловите их на слове. Самое прекрасное в повышенном энтузиазме детей к использованию слова «нет» — то, что вам ничего не нужно делать, только слушать, как они стараются наилучшим образом использовать его. Если ваш ребенок кричит «нет», когда его спрашивают, не хочет ли он перекусить или начать какую-либо игру, только скажите «хорошо» и подождите, подойдет ли он к вам за тем, что вы ему предлагали. Родители часто делают ошибки, насильно предлагая хорошие веши маленьким занудам, вместо того чтобы дать им подумать немного над тем, что они только что сказали.

Другой способ высказаться. Чтобы помочь своему ребенку преодолеть этот период, перестаньте задавать ему вопросы, ответом на которые может стать слово «нет». Вы так или иначе получите «нет» в ответ — разговоры не всегда имеют четкий смысл, когда это касается ребенка, — однако более часто, чем «нет», если вы задаете вопрос, на который требуется другой ответ, вы его получите. Наилучший подход к детям этого возраста — это вопросы, на которые возможны два варианта ответа. Это знание, что ваш ребенок имеет право на собственное мнение — урок, который он старается получить, отвечая отказом на все предложения, — однако это позволяет вам некоторым образом влиять на конечный результат. Вместо того чтобы спрашивать ребенка, не хочет ли он гренки, спросите, хочет он гренки или кашу. Вместо «Надень белые ботинки», скажите: «Что ты хочешь надеть — белые или синие ботинки?»

Послужите хорошим примером. Когда вы стараетесь помочь своему ребенку найти другие способы высказать свое мнение, помимо бесконечного «Нет, нет, нет», вы достигнете успеха только в том случае, если будете сами как можно реже употреблять это слово. Найдите другие способы, чтобы сказать то, что требуется. Когда вы видите, что ваш ребенок бегает, не говорите: «Прекрати бегать» — вместо этого скажите: «Иди помедленнее, дорогой!» или «Будь осторожнее!» Используйте как можно больше позитивных высказываний, применяйте такие слова, как «спокойно» и «осторожно», говоря их по много раз в день. Одним словом, чем меньше отрицаний ваш ребенок услышит от вас, тем меньше вероятность того, что они вернутся к вам обратно.

Поверните другое ухо. Чем более спокойной будет ваша реакция на громкие крики ребенка «нет», тем лучше. Нет лучшего стимула для ребенка, который стремится доказать себе, что у него есть какие-то права в этом мире, чем говорить ему, что он способен сделать так, что волосы на голове у его мамочки встали дыбом, чем ждать, когда это действительно произойдет. Когда вы получаете ничем не обоснованный отрицательный ответ ребенка, сделайте вид, что ничего не слышали. Игнорирование негативных ответов поможет смягчить проблему.

Учите говорить «да». Это хорошо, что ваш ребенок научился говорить «нет». Однако наступило время для знакомства с другими словами. Зачастую новые обороты фразы ребенок понимает намного легче, если вы впервые начинаете употреблять их в ходе игры. Сядьте вместе с ребенком пить чай и пригласите составить вам компанию некоторых из его мягких игрушек — зверей. Когда вы будете спрашивать каждого из них, не хочет ли он чая, говорите другим голосом, давая положительный ответ: «Почему бы и нет, да, это было бы замечательно»; «Конечно, я хотел бы выпить чаю»; «Как мило с твоей стороны спросить меня об этом, дорогой. Я хочу чаю»; «Конечно, ваше печенье всегда такое вкусное». Ваш ребенок будет смеяться оттого, что у него такие вежливые гости, однако он также начнет думать о том, что «да», тоже неплохой ответ.

Интересные статьи по этой теме