Арт-терапия

самооценка занятие рисунок терапия свобода игра ребенок самопознание арттерапия

Арт-терапия — метод психотерапии, в основе которого лежит использование художественных приёмов и творчества, таких как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многих других.

Арт-терапия

Арт-терапевтические занятия способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческому самовыражению — с другой. В процессе творческой работы вы сможете гораздо ярче и нагляднее проявить себя, чем в письме или в речи.

Фантазии, которые изображены на бумаге или выполнены в глине, нередко ускоряют и облегчают проговаривание переживаний. В процессе творчества ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате человек правильнее и реальнее оценивает свои ощущения окружающего мира. Методы арт-терапии базируются на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит скульптуру. Причем используются элементарные художественные средства, а для участия в арт-терапии не требуется предыдущего опыта в творческой деятельности.

Основные цели арт-терапии – самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, внутренняя интеграция личности (различных ее аспектов и компонентов) и интеграция с внешней реальностью (социальной, этнической, культурной). В арт-терапии спонтанное рисование и лепка являются разновидностью деятельности воображения, а не проявлением художественного таланта. Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно включает в себя элементы того и другого, позволяя создать некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.

Техники арт-терапии помогут Вам решить широкий спектр проблем:

  • психологические травмы,
  • потери,
  • кризисные состояния,
  • внутренние и межличностные конфликты,
  • постстрессовые, невротические и психосоматические расстройства,
  • экзистенциальные и возрастные кризисы.

Нужно отметить высокую эффективность арт-терапии, как при работе со взрослыми, так и при работе с подростками и детьми. По своей природе эта методика радикальна. Она позволяет раскрыть внутренние силы человека.

Арт-терапия способствует:

Арт-терапия
  • повышению самооценки;
  • учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей;
  • при групповой работе она развивает в человеке важные социальные навыки.

Возможности арт-терапии:

Можно сказать, что арт-терапия строится на вере в творческую основу человека. Она не ставит своей целью сделать вас художником или актером. Она направлена, в первую очередь, на решение психологических проблем.

В арт-терапевтической работе может принимать участие практически каждый человек, независимо от своего возраста. Это не требует наличия у него способностей к творчеству.

Через художественные образы наше бессознательное взаимодействует с сознанием.

Арт-терапия помогает:

  • устанавливать отношения между людьми.
  • позволяет познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на бессознательном уровне, и человек узнает о себе много нового.
  • развивает творческие возможности.
  • арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации.
  • арт-терапия в основном использует средства невербального общения — это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах.

Арт терапия в работе с детьми.

Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, ребенок обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность.

Арт терапия

Маленьким детям достаточно трудно сформулировать и донести до родителей проблему, которая их тревожит. Зачастую они выражают свои страхи простыми предложениями, например: «Мне страшно, что в темноте может кто-то прийти и меня украсть». Когда спрашиваешь ребенка, кто же это может быть, ребенок может не ответить, но попробует нарисовать или придать образное значение своему страху (кто-то, кто ходит в темноте, это может быть Баба-Яга). Арт-терапия — это наиболее мягкий метод работы, контакта с его проблемами. Ребенок может не осознавать или не точно сформулировать, то, что его тревожит, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арт терапией могут снимать психическое напряжение.

В процессе арт-терапии с детьми, подростками и взрослыми достигаются следующие цели:

  • выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями своих проблем, самого себя;
  • активный поиск новых форм взаимодействия с миром;
  • подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости, и, как следствие трех предыдущих,
  • повышение адаптивности (гибкости) в постоянно меняющемся мире.

Преимущества метода арт-терапии в том, что он:

  1. предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально – приемлемой манере. Рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;
  2. ускоряет прогресс в терапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры;
  3. дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии. Творческая продукция ввиду ее реальности не может отрицаться пациентом. Содержание и стиль художественной работы предоставляют терапевту огромную информацию, кроме того, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений;
  4. позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми (утраты, смерть, перенесённые травмы и насилие, страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения). Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения;
  5. помогает укрепить терапевтические взаимоотношения;
  6. способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;
  7. развивает и усиливает внимание к чувствам;
  8. усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.