Марафон "Секреты воспитания"
За 7 уроков, вы получите знания о том, как наладить контакт с вашим ребенком, как меньше конфликтовать с ним, и лучше понимать его!
Узнать подробнееМарафон "Секреты счастливых отношений"
Узнай, как построить отношения, найти понимание и не развестись, с помощью психолога практика, сохраняющего каждый год более 190 семей.
Узнать подробнееПесочная терапия
В песочной терапии мир детства вновь распахивает перед человеком свои двери, и эти же двери ведут в бессознательные и скрытые в нем тайны.
Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум
Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей — вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони.
Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды — и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении с психологом.
Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.
Возможность самовыражения в песочной терапии не ограничена словами. Так же как один символ или образ может выразить больше, чем сотня слов, фигура или сцена, построенная вами, может передать чувства, эмоции, конфликты, недоступные словесному выражению. Это важно для многих из нас. Особенно это может помочь тем, кому по каким-то причинам трудно облечь свои переживания в слова – например, тем, чьи переживания настолько остры и болезненны, что соприкасаться с ними напрямую тяжело, детям, еще пока не чувствующим себя непринужденно в мире слов.
К тому же создание песочных композиций, в отличие от рисунка, например, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так — это важно для тех, кто привык строго оценивать себя. У каждого из нас вольно или невольно появляются критерии того, что такое «красивый рисунок», «хорошее стихотворение», «правильно вылепленная фигурка», но нет такого понятия, как «хорошая» или «правильная» композиция на песке.
Создавая сам или с вашей помощью свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником: он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое. А вы можете быть уверены: если в вашем «песочном царстве» все спокойно, то и на душе у ребенка покой и гармония.
Главным принципом работы, в песочной терапии является “создание свободного и защищенного пространства”, в котором пациент – ребенок или взрослый — может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы.
Песочная игра — это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения, и способ привычный, хорошо знакомый, это его реальность. Малыш играет в то, что у него «болит». Отыгрывая свои эмоции, ребенок каждый раз сам себя лечит.
Для детей песочная терапия - это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка — это необходимая, естественная и любимая деятельность.
Ребенок выражает на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы, ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото. Кроме того, в работе используется множество миниатюрных фигур: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов, и еще много другого. Такое множество фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир.
Песок — необыкновенно приятный материал: когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде. Мы можем также переносить песок, создавать тонкие формы, ветер и песок в совокупности вызывают образы пустыни. Смешанный с водой, песок становится более темным и приобретает качества земли. Песок становится устойчивым и ему можно придать форму. Так мы можем создавать ландшафты или трехмерные структуры всех видов. Можно сказать, что ребенку предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир. Ребенок не может рассказать нам о своих сложностях как взрослый, но он может сделать это при помощи песочных картин.
В работе с детьми песочная терапия позволяет избавится от:
- различных форм нарушений поведения,
- сложностей во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками,
- психосоматических заболеваний,
- повышенной тревожности,
- страхов,
- неврозов,
- сложностей, связанных с изменениями в семье (развод, появление младшего ребенка, и т.д.),
- сложностей, возникших в социальной ситуациях (детский сад, школа).
Что же может дать «песочница» для взрослых?
Песочная терапия — уникальный способ общения с миром и самим собой; способом снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.
В песочной среде могут драматизироваться реальные жизненные ситуации, относительно которых человек испытывает определенные трудности. Разыгрывание в песочнице конкретных жизненных ситуаций позволит вам изменить отношение к ним и найти правильные для себя решения, выстроить новые взаимоотношения с самим собой и окружающим миром.
В песочных картинах есть еще один важнейший психотерапевтический ресурс — возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений.
Отличие песочной терапии от других форм терапии
От других форм арт-терапии этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов, придает работе определенный вид ритуала. Создание последовательных песочных композиций отражает цикличность психической жизни, динамику психических изменений. Здесь не требуется каких-либо особых умений. Миниатюрные фигурки, природные материалы, возможность создания объемных композиций придают образу дополнительные свойства, отражают разные уровни психических содержаний, помогают установить доступ к довербальным уровням психики.
Фотографии с сеанса песочной терапии
Песочная терапия
Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.
1.jpg
Одна из базовых психических потребностей подросткового возраста - это хороший контакт, общение и взаимодействие со сверстниками. Именно от реализации этой потребности, в большей степени, зависит будет ли в дальнейшем человек успешен в социуме или нет. На фото создаём страну друзей, где главный герой учится отстаивать свое мнение
2.jpg
Мальчишкам свойственно воевать)) они как будущие мужчины ещё в детстве начинают осваивать стадии и типы мужской деятельности: 1. Хаос или война. 2. Структура или сотрудничество. 3. Финал или победа. Вот такую злобу страну у меня построил сегодня замечательный, юморной и невероятно активный юный строитель!) Всех в итоге победили!!! Приходите и вы!
3.jpg
Тревога, беспокойство и страх - такие же важные проявления нашей психики, как например гнев, удивление или радость. Не будь у нас этой широкой и яркой палитры эмоций, как бы скучна была бы жизнь. Но одно дело временное ощущение страха у ребёнка и другое - постоянное пребывание в нем. Песочная терапия - это из уникальных и эффективных методов в работе с детскими страхами. Так же в работе можно совмещать приемы сказкотерапии , использовать метафоры и игротерапию и таким образом победить любые страхи!
4.jpg
Строим семью из животных ☺
5.jpg
Вот так активно мы сегодня строили страну и воевали со злом в песочнице вмесие с моим гостем!)))
6.jpg
Возможность самовыражения в песочной терапии не ограничена словами. Так же как один символ или образ может выразить больше, чем сотня слов, фигура или сцена, построенная вами, может передать чувства, эмоции, конфликты, недоступные словесному выражению. Это важно для многих из нас. Особенно это может помочь тем, кому по каким-то причинам трудно облечь свои переживания в слова – например, тем, чьи переживания настолько остры и болезненны, что соприкасаться с ними напрямую тяжело, детям, еще пока не чувствующим себя непринужденно в мире слов. Кстати, что касается фантазии, то в песочницы ее воплощения просто безграничны!)) вот например, сегодня участница сделала подводный мир)
7.jpg
Вот так мы строили страну и нас поймали папараци за работой!)) Создание песочных картин не требует каких либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что то не так. Особенно это важно для детей и тех, кто привык строго оценивать себя. Создавая сам или с помощью психолога свой мир на песке, ребёнок чувствует себя волшебником: он не боится что то менять, ломать старое или строить новое. А вы можете быть уверены: если в вашем
8.jpg
Метафорические ассоциативные карты – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. В работе психолога ассоциативные карты очень полезный и информативный инструмент. Метафорические карты помогают реализовать диалог между внутренним и внешним, вывести глубинный материал на поверхность. Это как трамплин для нашей фантазии, запускающей причудливые ассоциации, приводящие нас к неожиданным открытиям. Кроме того, они помогают убрать защитные барьеры психики и создают оптимальные условия для самораскрытия и самопознания клиента. На консультации работали метафорическими картами с подростком) в данном случае с помощью карт смогли найти выход из затруднительной ситуации.
9.jpg
При работе с детьми, в рабочем арсенале психолога всегда имеются не только определённые психологические техники, но и богатый игровой инструментарий! Для таких техник работы с детьми, как, например, игротерапия - это очень важно. Чем богаче у ребёнка будет выбор героев для занятия, тем красноречивее сюжет получится.
10.jpg
И такие посетители тоже, иногда, ко мне заглядывают)) пока хозяйка активно справлялась с поставленной задачей, Ася не менее активно исследовала мой кабинет и тоже экспериментировала с найденным песком )
11.jpg
Метафорические карты - один из излюбленных инструментов в работе психолога. Работать с ними очень легко и интересно. В основе работы с образами лежит принцип работы с визуальной метафорой. Внутри нас существует множество визуальных образов, многие из которых в течение всей нашей жизни хранятся в памяти как экспонаты музея. К каким-то из них мы обращаемся часто, о существовании некоторых забываем. Встреча с этими образами – это встреча с самим собой, не всегда легкая и приятная, но всегда волнующая. Когда человек всматривается в карточку, которую предлагает ему психолог, он, по сути дела, путешествует по своему внутреннему музею вдоль множества дверей, за которыми живут события, впечатления, человеческие истории... Я очень люблю работать с ассоциативные картами, потому как этот метод хорош в работе с любой проблемой и с любым возрастом.
12.jpg
А мы с участниками, как всегда, воюем, строим новые миры, покоряем новые земли!))) Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, песка, воды и - ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в работе с психологом. Для детей песочная терапия - это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка — это необходимая, естественная и любимая деятельность. Ребенок выражает на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы, ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото. Кроме того, в работе используется множество миниатюрных фигур: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов, и еще много другого. Такое множество фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир.
13.jpg
Что только не делают посетители в в моем кабинете) мы и лепим, и рисуем, и картинки рассматриваем, и строим целые замки и государства; одним словом, творческих методов в работе психолога достаточно! Главное, что все они хорошо помогают как в работе с детьми, так и со взрослыми. Ведь то, что очень часто трудно выразить словами (свои чувства, мысли, переживания, состояния) - можно легко изобразить.
14.jpg
Метафорические карты в психологическом сопровождении - это очень интересная и информативная методика. Злесь важен не заложенный изначально исследователями смысл, а душевный отклик каждого отдельного человека на попавшуюся ему картинку. В одной и той же картинке разные люди увидят совершенно разные феномены, в ответ на стимул вынесут всякий свое внутреннее содержание актуальных переживаний. Как метафорические карты служат взаимопониманию между людьми? Прежде всего, карты помогают построить мост от человека к человеку в случаях, когда людям трудно поговорить друг с другом на какую-то острую тему. С помощью метафорических карт любая, даже самая запутанная ситуация, будет видна, как на ладони.
15.jpg
Иногда, не в самые мирные страны могут приходить вот такие посетители)) главное уметь с ними договориться ;) Внимание! При проведении данной работы ни один монстр не пострадал)))))
16.jpg
Вот такие принцессы приходят ко мне строить свои страны и придумывать сказочные истории) А вы хотите лучше узнать своего ребёнка и понимать, что происходит в его внутреннем мире, знать, что его беспокоит или пугает? Тогда приходите на занятия по песочной терапии!
17.jpg
Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей — вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони. Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, песочницы, небольшого количества воды — и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении с психологом. Для детей же это простой и безопасный способ выразить то, что находится в глубине детской психики
18.jpg
19.jpg
И на львов порычали, и кур спасли - в общем молодцы мы с моим гостем - все сделали и с помощью песочной терапии со всеми проблемами справились!
20.jpg
В песочнице дети очень часто изображают и строят то, что не могут выразить в жизни. Так на песке появляются страны зла или обид и страхов. Знакомьтесь - страна Плакса-Вакса. И самый главный здесь - камень. Он же заколдованный хозяин.
21.jpg
Все мы живые люди и все испытываем самые разные эмоции. Именно это отличает нас, например, от роботов. Соответственно, часто мы испытываем не только положительные, но и отрицательные эмоции. Тема агрессии и страхов - одна из частых тем обращения к психологу. В работе с негативном очень хорошо помогает песочная терапия. Она не только помогает посмотреть на ситуацию с другой стороны и выработать план развития, но и помогает справиться с отрицательными эмоциями через природный материал - песок.
22.jpg
Песочная терапия считается одним из древнейших видов терапии. Песок позволяет убирать негативную энергию и тех самым эмоционально очищает организм. Не зря же дети так любят зарываться в песок на пляже. Так детская психика не осознанно занимается самоочищением и самолечением. А в кабинете психолога для этого есть специальная волшебная песочница ;) Приходите в гости!
23.jpg
Проработка детских страхов через песочную терапию - процесс очень эффективный. С одной стороны, у ребенка есть возможность выразить страх в конкретном символе, то есть, оживить , а затем сделать с ним все, что захочется. Например, уничтожить или победить :) а затем, создать новый мир, уже без страхов
24.jpg
При работе с детской агрессией песочная терапия очень хорошо помогает снять мышечное напряжение у ребёнка и выявить первраричину агрессивного поведения. Кроме того, в сражениях и песочных боях дети очень часто проигрывают те агрессивные э ситуации, которые не смогли
25.jpg
Мальчишки такие мальчишки )) все бы им воевать! Обыгрываем и убираем агрессию в песочной терапии.
26.jpg
Выбираем фигурки всем участникам и жителям волшебного мира :) Когда игрушек так много, попробуй определись :)
27.jpg
В своей работе психолога я всегда люблю использовать различные методики и рабочие материалы. Не люблю однотипность, все таки считаю творческий подход неотъемлемой частью работы психолога. Как уже писала - очень люблю работать с метафорическими картами, и кубиками - вот, кстати, и они. Очень удобный в работе.
28.jpg
Страна волшебства в мире детства)
29.jpg
У настоящих мужчин - соревнования в крови! Даже в сказочной стране есть свои рыцарские поединки
30.jpg
Совсем скоро это будет страна динозавров! Одно из любимых занятий моих маленьких гостей - выстраивание в песочнице своего внутреннего мира) со всеми его радостями и страстями )) В песочнице внутренний мир ребенка виден как на ладони