Доктор по имени Сказка

Вы помните свои детские впечатления от сказок? А как переживали за главного героя? Как вместе с ним преодолевали трудности, радовались его удачам и победам? С персонажами сказок мы учились отличать добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, верность и предательство. Именно волшебные истории будили наше воображение и фантазии и помогали перевоплощаться в сказочного героя, чтобы вместе с ним постигать житейские истины, противостоять искушениям и находить выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Современные дети, слушая сказки, проходят тот же путь познания мира и приобретения опыта. Малыши находят в волшебных историях «отголоски собственной жизни» и могут воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в кроху надежду, что чрезвычайно важно. Потому как ребенок, лишенный надежды или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха.

Сказочный мир, наполненный чудесами и тайнами, будоражит воображение детей и взрослых. Войти в этот мир, принять его всем сердцем, ощутить себя в нем творцом и создателем — значит внести реальные изменения в свою реальную физическую жизнь. На основе этой волшебной силы сказки и возник такой метод психологической коррекции как сказкотерапия.

Что такое сказкотерапия?

Сказкотерапия – это направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям (и взрослым, и детям) развить самосознание, изменить что-то в себе самом и своей жизни.

Основа сказкотерапии — сочинение сказок ребенком и для ребенка, через которые можно узнать о таких переживаниях крохи, которые он сам не осознает или стесняется обсуждать со взрослыми. Многие дети чувствуют себя виноватыми в беспокоящих их страхах или испытывают смущение в связи с ними. Им трудно говорить о них открыто с родителями. Часто, когда взрослые хотят обсудить с ребенком то, что его тревожит, он замыкается и уходит от разговора. Слушать же истории – совсем другое дело.

Сказкотерапия, пожалуй, одно из самых молодых направлений практической психологии. Но, как известно, все новое — это хорошо забытое старое. Традиция рассказывать увлекательные истории – одна из самых древних и замечательных традиций человечества. Традиция эта живая, так как ее постоянно дополняют новые сказки, рассказы, мультфильмы, романы, повести, созданные в разнообразных жанрах. Сказкотерапия — это, прежде всего, язык, особый стиль передачи жизненно важной информации – психологической, философской, причем язык живой, неформальный, не директивный, образный. Язык, активно включающий наше воображение и провоцирующий появление новых сказочных картин. То есть сказкотерапия — способ общения с человеком. То, что нам бывает сложно передать обычными словами, мы можем передать через историю. Кроме того, сказкотерапия — это еще и особая психологическая и воспитательная система, направленная на гармонизацию человека, формирование у него осмысленного восприятия жизни, а также жизнестойкости и успешности в социальных отношениях. И эта стойкая система успела пройти проверку временем. Наши бабушки и прабабушки через сказки передавали знания и опыт, обычаи и правила семьи. Духовные учителя, рассказывая притчи, доносили знания до своих учеников и до тех, кто готов был их услышать и принять. В настоящее время психологи, психотерапевты рассказывают терапевтические истории своим клиентам, чтобы поддержать их и сориентировать на жизненном пути, помочь решить психологические проблемы. Некоторые такие сказки напоминают народные или известные авторские сказки, а иногда не имеют никакой литературной ценности, и человеку, не посвященному в процесс психотерапии, кажутся невнятными и малосодержательными. Но независимо от особенностей содержания терапевтическая сказка всегда направлена на то, чтобы помочь человеку упорядочить его внутренний мир, узнать что-то новое, побороть внутренние конфликты и осуществить желаемые изменения.

Волшебная сила выдуманных историй

Самое таинственное, что дает силу сказкотерапии — это метафора (перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение). Метафора является главным средством психологического воздействия и ядром любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов.

Сказка помогает задействовать скрытые ресурсы фантазии и воображения, внутреннего потенциала ребенка. Она позволяет изменить привычную точку зрения, уйти от шаблонов, увидеть себя, свои проблемы со стороны и благодаря этому найти нестандартные решения. А ореол тайны и волшебства, интригующий сюжет, неожиданное превращение героев помогают малышам активно воспринимать и усваивать скрытые уроки и подсказки, содержащиеся в сказках.

Сказка служит одним из доступных путей переноса своих переживаний на другого и, наоборот, осознания собственных чувств через окружающих. Во-первых, слушая волшебную историю, ребенок невольно сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет карапузу почувствовать и понять, что не у него одного есть проблемы и переживания. Во-вторых, ненавязчивые сказочные образы и сюжеты помогают малышу найти выходы из различных сложных ситуаций, пути решения конфликтов, позитивную поддержку его возможностей и веры в себя.

Магия сказки с научной точки зрения

В любой сказке, как правило, присутствуют следующие элементы: герой или герои, сюжет, конфликт и развязка. Но сказка только тогда становится терапевтической (такой, которая применяется в сказкотерапии), когда ребенок отождествляется с ее героями, может провести параллель между сюжетом и собственной жизнью и извлекает некий урок или понимает скрытое сообщение.

Одно из объяснений данного феномена заключается в том, что смысл сказки воспринимается сразу на двух уровнях, сознательном и подсознательном. Сознательная и бессознательная психика — это метафорическое обозначение функций левого и правого полушарий мозга. Левое полушарие или то, что мы называем сознательной психикой, отвечает за язык, логику и т. д. Правое же не имеет присущего ему языка в лингвистическом смысле. Его функции – это использование сигналов, приходящих от органов чувств, например зрительные образы, и оно оказывает значительное влияние на поведение человека. Метафорически его называют бессознательной частью психики. Известно, что примерно до 10-12 лет у детей преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана с помощью ярких образов, метафор и сказок. Сознание ребенка принимает буквальное содержание сказки как вымышленное: малыш сочувствует герою, отождествляет себя с ним и даже, когда узнает свою проблему, все равно думает: «Это не про меня, это понарошку». Подсознание же «верит» услышанному и задает нужную программу изменений в поведении, пересмотре ценностей, взглядов и позиций.

Готовим лечебную сказку в «домашних» условиях

Каким же образом родители могут использовать этот удивительный метод — сказкотерапию? Если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема: он раздражителен, груб, капризен, агрессивен, ленив, стеснителен (этот список можно продолжать до бесконечности), у вас есть два варианта. Можно поискать уже готовую лечебную сказку. Существует много авторских сказок на различные темы, затрагивающие жизнь детей. Например, агрессивное поведение, неумение общаться со сверстниками, нежелание слушаться, различные детские страхи и многие другие. Подберите ту, которая актуальна для вашего малыша и периодически рассказывайте (читайте) ему перед сном. Другой путь — сочинить сказку самим. Не пугайтесь: ваши литературные способности могут быть весьма посредственными. Главное — фантазия и желание помочь своему ребенку.

Для того чтобы сказка или история, созданная в «домашних условиях» обрела силу и оказала помощь или воспитательное воздействие, необходимо придерживаться определенных правил при ее создании:

Шаг первый. Сначала мы придумываем и описываем героя, похожего на ребенка по возрасту, характеру и, возможно, внешне (ваша сказка может даже начинаться со слов: «Жил-был мальчик/девочка, очень похожий/ая на тебя…»).

Шаг второй. Показываем жизнь героя в сказке так, чтобы малыш сам увидел сходство со своей жизнью. Например, у него тоже есть мама, папа, бабушка и младший братик.

Шаг третий. Теперь выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка: тоже боится темноты, стесняется других людей, не любит убирать игрушки, постоянно дерется и т. п. И испытывает такие же переживания, что и ваш карапуз.

Шаг четвертый. Развиваем сюжет так, чтобы утрировать проблему и показать, к чему это может привести. Например, игрушки, которые герой не убирает, обиделись и ушли жить к другому мальчику. Или все в семье заразились от девочки ленью: папа больше не ходит на работу, мама не хочет с ней гулять, бабушка не готовит обеды.

Шаг пятый. В тот момент, когда проблемная ситуация накалилась до предела, сказочный герой (а вместе с ним и ребенок) начинает искать выход из создавшегося положения. И, конечно же, находит его!

Имейте в виду, что сочинение лечебной сказки – это всего лишь один из этапов решения проблемы. Чтобы сказка начала реально помогать, работа с ней должна строиться в несколько этапов:

  1. Чтение или рассказ сказки и ее обсуждение с малышом. Внимание! Во время обсуждения ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все, что бы он ни говорил, не должно подвергаться вашему осуждению («Нет, ты это не так понял!», «Тут совсем другое имелось в виду», «На самом деле он — плохой персонаж, а не хороший» и т. д.).
  2. Предложите карапузу нарисовать иллюстрации к сказке. Изображены наверняка будут самые значимые для ребенка моменты сюжета. Попросите его рассказать, что он нарисовал, почему именно это и именно так.
  3. Попробуйте инсценировать сказку. Вы можете проиграть ее с малышом по ролям или поставить, используя игрушки, вырезанных или вылепленных героев. Ребенок интуитивно выберет для себя «исцеляющую» роль. И пусть в качестве сценариста и режиссера тоже выступит сам карапуз — тогда все проблемные моменты точно будут проиграны.

Почему сказки так понятны детям?

Главное в сказках — отсутствие прямых нравоучений, назиданий. События сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого и ребенку легче усвоить причинно-следственные связи, существующие в мире.

Через образы сказки малыш соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются ситуациии проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: отделение от родителей, жизненный выбор, взаимопомощь, любовь, борьба добра со злом. Причем неизменная победа добра обеспечивает ребенку психологическую защищенность: чтобы ни происходило в сказке — все заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее. Таким образом кроха усваивает, что все происходящее в жизни человека способствует его внутреннему росту.

Если родители научатся использовать метод сказкотерапии, то окажут своему карапузу большую психологическую поддержку. Малыш будет чувствовать, что взрослым небезразличны его проблемы. Сможет усвоить важные жизненные правила: «безвыходных ситуаций не существует — выход есть всегда» и «силы для преодоления трудностей нужно искать в себе самом». И наконец, научится фантазировать и использовать для решения проблем волшебную силу творчества.

Елена Шамова – детский, семейный, перинатальный психолог.
Журнал Супер-Мама, Июнь-Июль 2011 г.

Интересные статьи по этой теме