Марафон "Секреты воспитания"

За 7 уроков, вы получите знания о том, как наладить контакт с вашим ребенком, как меньше конфликтовать с ним, и лучше понимать его!

Узнать подробнее

Марафон "Секреты счастливых отношений"

Узнай, как построить отношения, найти понимание и не развестись, с помощью психолога практика, сохраняющего каждый год более 190 семей.

Узнать подробнее

Воспитание деток без ремня и таблеток

Стили родительского воспитания или Как мы воспитываем своих детей.

Беременность. Как много в этом слове. Еще вчера вы были просто партнерами, мужьями и женами, а сегодня долгожданные две полоски подарили вам новый статус - статус родителей! А это значит, что на ваши плечи теперь ложится ответственность не только за физическое благополучие и здоровье малыша, но и за процесс его воспитания, что очень часто оказывается не так прост, о как кажется. Как ни странно, но с темой становления родительства у каждого из нас связано очень много своих личных ассоциаций и переживаний - это и актуализация своего личного опыта детско-родительских отношений, то есть того, как вас в детстве воспитывали ваши мама и папа и какие с ними были отношения, и взаимоотношений с вашим внутренним ребенком (выписать снеговик психики). Из этих главных тем и складывается стиль вашего будущего родительства, или стили воспитания ребенка.

В большей степени на то, как мы воспитываем своих карапузов влияет тот стиль воспитания, который присутствовал в нашей родительской семье. Он автоматически становится для нас самым близким, хотя бы потому, что другой матрицы воспитания мы просто не видели и не знаем, а эта (своя, родная) нам очень известна. И здесь возможны два варианта поведения родителей. Первый, когда мама или папа начинают сознательно дублировать стереотипы воспитания своих родителей. Например, на плач ребенка мама не подходит сразу, а только через определенное время, мотивируя это тем, что "ко мне по первому писку никто не спешил, вот и я к тебе бегать не буду". Такой тип поведения очень часто называют "местью" родителя. Есть и второй вариант, когда мама сознательно компенсирует в ребенке то, что не получила сама в детстве от своих родителей, например, "когда я была маленькой, у меня было мало игрушек... или мне (чего-либо) очень не хватало в детстве, поэтому у моего ребенка этого будет более, чем достаточно. Стоит ли говорить о том, что и первая и вторая крайность в итоге ни к чему хорошему не приведут, потому как в данном случае за счет ребенка родитель пытается исцелить свои детско- родительские травмы, а не следовать реальным потребностям ребенка, а ведь это очень важно.

Далее мы попытались проанализировать три наиболее популярных стиля воспитания и взаимодействия родителя и ребенка. Уточню еще, что нашей задачей не было определение единственно правильного метода воспитания малышей, мы лишь попытаемся дальше исследовать в каком возрасте для ребенка наиболее благоприятен каждый из предложенных моделей поведения родителей.

Итак приступим.

Первый стиль воспитания ребенка это - монархия.

Монархия - это полный контроль и авторитарность отношений между родителями и детьми. Родитель диктует правила и следит за их соблюдением, ребенок же в свою очередь выполняет принятые родителем нормы и требования. В противном случае следует наказание. Все четко, прозрачно, без условий и исключений.

Второй стиль - демократия.

Это своего рода противоположность монархии. Здесь все члены семьи (государства) наделены равными правами, все права и обязанности обсуждаются между родителями и детьми, дети включены в обсуждение и решение семейных проблем, их мнение учитывается на ровне со взрослыми. С одной стороны родители в таких семьях всегда готовы выслушать и прийти на помощь своему чаду, с другой же стороны они заведомо наделяют его верой в то, что малыш сам со всем справится. В суждениях отсутствует оценивание и навязывание собственных стереотипов поведения. Таким образом, со стороны родителя ребенок получает самое важное - поддержку и безусловную любовь.

Республика.

Тритий вариант взаимодействия "отцов и детей" - это республика. В принципе стиль взаимодействия здесь очень похож на демократию. У каждого их членов семьи есть свое мнение и все члены семьи могут выражать их. Отличие состоит только в том, что конечное решение все таки принимает родитель.

А теперь давайте разберемся какой из типов родительского воспитания наиболее приемлем в различные периоды развития ребенка.

Конечно же, у каждого из этих стилей родительского воспитания есть свои плюсы и свои минусы и, повторюсь, сейчас наша задача не обсуждать их, а посмотреть, в каком возрасте хорошо применять тот или иной способ воспитания.

Но для начала мы бы хотели предложить вам на собственном опыте попробовать проанализировать какой стиль родительского воспитания подойдет именно вам. Для этого необходимо сделать следующее упражнение транс.

Упражнение транс.

И так представьте себе что вы берете с полки свой старый фотоальбом на котором написано «Моё детство». Вы отрываете с трепетом первые страницы. Вот вы совсем маленький, тебе пару месяцев отроду. Какие забавные ручки, ножки, маленькое личико, и очень внимательные глазки. Как вы думаете, что они хотят рассказать? Рассмотрите, удобно ли малышу лежать, кто его окружает?

А вот Вам уже два года. Посмотрите как фотограф запечатлел вас. Какое настроение у малыша на фотографии? Какие люди его окружают? Перелистывая страницы вы постепенно растете, и вот вам уже 5-6 лет. Вы уже многое умеете, многое понимаете. Посмотрите какие фотографии в вашем альбоме. Вспомните, где вы находились в этот момент жизни, что делали? Какое у вас настроение на фотографии? Может с вами запечатлены какие то люди? Вспомните, кто они? Какое они имеют отношение к вам? Как они к вам относились?

А теперь вам 10-11 лет. Вы уже ходите в школу, у вас есть друзья. Посмотрите, какие фотографии сделаны в этом возрасте. Внимательно всмотритесь в лица людей которые вас окружают. Посмотрите на себя подростка. Какое у вас настроение? Постарайтесь вспомнить свои переживания, мысли, мечты в тот момент жизни. Ну вот и последние страницы вашего альбома. Вы закрываете его. Какие чувства в вашей душе? Какие мысли у вас появились? Вы уже давно выросли? Но что-то осталось в вас с детства неизменно. А теперь я предлагаю вам нарисовать тот момент, который запомнился и запечатлился более ярко. Далее постарайтесь вспомнить возраст, который в процессе визуализации оказался для вас наиболее эмоционально значимый, и сделайте коллаж на тему «мирного детства».

А теперь на половине ватмана рисуем остров, и изготавливаем коллаж под названием «Остров детства». Необходимо придумать название острова, выбрать ему государственный строй(монархия, республика, или демократия), отобразить жителей, придумать законы и права проживающих на острове. После изготовления ответить на вопрос:

  1. на каком возрастном этапе хорош тот или иной строй,
  2. как влияет позиция родителей на процесс воспитания ребенка, и формирования его, определенных черт характера.

И теперь, когда перед вами уже есть готовая "карта" ваших будущих отношений с малышом, давайте вместе проанализируем каждый стиль родительского воспитания.

Итак - монархия.

Этот "стиль" взаимодействия с малышом может быть наиболее полезен в периоде от 0 ло1- 1,5 лет. Именно в этом возрасте на передний план выходят две важные составляющие взаимодействия мамы и малыша - это физиологическая и эмоциональная.

Первая - это удовлетворение мамой всех базовых потребностей карапуза - быть сытым, сухим и находится в тепле :) и, конечно же, в хорошем настроении, а вот за это уже отвечает вторая - эмоциональная составляющая, которая ничуть не уступает по важности физиологическому комфорту. Ведь от того, насколько мама уделяет внимания малышу, дарит ему положительные эмоции, агукает, играет и возится с ним зависит не только его настроение, но и то, какими в будущем будут его личностные ценности.

Далее - республика.

Этот вариант взаимодействия актуален в период от 1,5 до 7 лет. Именно в этот период ребенок начинает заявлять о себе как о личности. Здесь очень важно смотреть на индивидуальные особенности вашего малыша, на зоны его ближайшего развития. Взрослый должен обучать ребенка не просто рассказами, а на собственном примере показывать, что и как делать малышу, таким образом идет передача положительного опыта. Так родитель направляет и создает зону ближайшего развития ребенка. В стиле "республика" важна автономия ребенка, но с оглядкой на взрослого, так как ребенок нуждается в родительской поддержке. Родитель активно влияет на формирование здоровой самооценки ребенка и помогает ему познавать самого себя. Он позволяет ему развиваться в различных направлениях, или же не позволяет. Последнее слово здесь все же остается за родителем, так как самоконтроль ребенка развивается только к 8-9 годам.

В период с 7 лет идет формирование норм и правил, в том числе и социальных, когда ребенок учиться подчиняться, слушаться старшего и соблюдать субординацию. (недаром этот период совпадает с возрастом похода в школу). Здесь республиканский стиль продолжается приблизительно до 14 лет, так как демократия (следующий стиль воспитания, который длиться с 14 до 18 лет) это тот строй, когда есть очень доверительные отношения с родителями и сформирована собственная ответственность ребенка. С одной стороны он знает, что его в любом случае и при любом решении поддержат, а с другой он уже сам отвечает за свои возможные промахи.

18 лет - это возраст, когда ребенок окончательно сепарируется (отделяется) и "уходит" из семьи. Его еще называют периодом покинутого гнезда. На этой стадии ребенок может авторизироваться от семьи, решать свои денежные вопросы, вопросы отдыха и выбора профессии. Теперь он полностью сам отвечает за себя и свои проступки. Это возможно только в том случае, если стиль "республика" хорошо пережит, т. е. у ребенка выработаны самостоятельность и ответственность, определены обязательства.

Упражнение.

Возьмите лист бумаги и ручку. Попытайтесь вспомнить и представить самый яркий фрагмент в своего детства. Вспомните, где вы находились, кто и что вас окружало в тот момент, сколько вам лет, во что вы одеты, какое это время года и суток. Постарайтесь вспомнить свои чувства и ощущения в тот момент. А теперь возьмите ручку и постарайтесь закончить эти фразы:

  1. В детстве мне очень нравилось....
  2. В детстве я не любил(не любила)...
  3. Мне нравилось вместе с родителями...
  4. Я не любил (любила) когда родители...

Прочтите эти фразы еще раз и подумайте, что в этих фразах вам понравилось, а что насторожило или может огорчило. Что из этих фраз могло бы быть темой для размышления или же вашим ресурсом.

КСТАТИ...

Снеговик «Э.Берна».

Согласно теории структурного анализа Э.Берна (известная более как "снеговик" Э.Берна) лично человека состоит из трех составляющих,:

  1. Внутренний ребенок. Это составляющая которая формируется на раннем этапе развития личности человека, и связана с чувствами эмоциональной непосредственной импульсивной взаимодействия человека с окружающим миром.
  2. Внутренний взрослый. Это составляющая связанная с анализом происходящего, проявлением самостоятельности и принятия ответственности за свои решения, и совершаемые поступки.
  3. Внутренний родитель. Это составляющая является носителем моральнонравственных основ личности и одновременно контролером их исполнения. Родительская составляющая это хранилище опыта и знаний, это контролер над всеми проявлениями человека.

Интересные статьи по этой теме