Марафон "Секреты воспитания"
За 7 уроков, вы получите знания о том, как наладить контакт с вашим ребенком, как меньше конфликтовать с ним, и лучше понимать его!
Узнать подробнееМарафон "Секреты счастливых отношений"
Узнай, как построить отношения, найти понимание и не развестись, с помощью психолога практика, сохраняющего каждый год более 190 семей.
Узнать подробнееПять методик раннего развития для детей
Выбирать, отрицать или сочетать?
Наверное, только очень ленивый родитель в наши дни не задавался вопросом о том, что такое раннее развитие и нужно ли оно ребенку? Мнения по поводу полезности и необходимости специальных занятий с крохой встречаются разные. Некоторые страстно увлечены этой идеей. Другие, напротив, категорически против вторжения и насильного развития детского организма. На вопрос: нужно ли дополнительно развивать кроху в раннем возрасте или же малыш (по сути, природа) лучше взрослых знает, когда и какие навыки и способности нужно тренировать – однозначного ответа пока нет. Поэтому каждый родитель отвечает на этот вопрос для себя сам.
Что такое раннее развитие?
Кто-то считает раннее развитие интенсивным развитием способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 3 лет). В других источниках можно найти несколько иное определение: раннее развитие – это специальные методики, направленные на опережающее развитие способностей ребенка, на то, чтобы он начал осуществлять различные физические и интеллектуальные действия и операции раньше, чем его сверстники (в данном случае термин «раннее развитие» может применяться и в отношении детей старше 3 лет). В любом случае речь идет об определенной программе действий с целью максимально эффективно раскрыть способности и потенциал карапуза.
Правила применения методик раннего развития
- Прежде чем приступить к любым развивающим занятиям, следует составить примерную программу того, что вы собираетесь делать. Нельзя браться за развитие малыша с использованием той методики, которую вы не до конца понимаете или которой не доверяете. Поэтому для начала необходимо изучить суть различных методик (общее представление о самых популярных вы получите из этой статьи), понять их основную идею и принципы. Затем составить собственное мнение о каждой из них и подумать, насколько они подходят именно вашему ребенку. Важно помнить, что как бы хорошо ни были написаны книги и продуманы методики, за своего кроху отвечаете только вы. Никто лучше вас не знает его основные потребности и особенности. Соответственно, только вы сможете составить индивидуальную программу развития своего ребенка. Не исключено, что взяв по чуть-чуть от каждой. Возможно, что-то подкорректировав и доработав.
- Все сферы личности карапуза должны развиваться гармонично. Нельзя активно развивать одну сферу и при этом оставлять «запущенной» другую. «Работая» над интеллектуальными способностями чада, не стоит забывать про его эмоциональное развитие и двигательную активность.
- Это правило кажется банальным, но почему-то многие родители его игнорируют: не заставлять ребенка заниматься тогда, когда он этого не хочет (не в настроении, расстроен, плохо себя чувствует) или даже противится (плачет, убегает). Малыш должен развиваться с удовольствием, а от занятий получать радость и ждать их с нетерпением. Занятия по принуждению недопустимы. Увы, достаточно часто возникают ситуации, когда родители (или няни), слишком активно и настойчиво развивая ребенка, провоцируют у него различные психологические проблемы, начиная от агрессии и заканчивая неврозом. Вообще занятия должны проходить в одно и то же специально отведенное для них время и малыш должен знать об этом. Во-первых, это разовьет чувство режима у крохи, а во-вторых, не будет риска замещения занятиями его любимого дела (прогулок, домашних игр и т. д.).
- И, наконец, главное правило «здорового» раннего развития. Перед началом занятий с малышом четко сформулируйте свои цели и задачи. То есть ответьте себе, например, на такой вопрос: «Для чего я хочу, чтобы мой ребенок начал читать в 3 года или делать сложные вычисления в 4-5 лет?» Может, таким образом вы хотите компенсировать свои упущенные возможности? Но стоит ли воплощать свои нереализованные мечты в детях? Пытаться вложить в ребенка то, к чему у него нет интереса, а может и способностей. Если мама всю жизнь мечтала стать великой пианисткой, но не получилось, обязана ли ее дочь, сцепив зубы от обиды, сидеть часами, днями и годами за инструментом?
Методика Монтессори
Мария Монтессори — первая в Италии женщина-врач — трижды выдвигалась на получение Нобелевской премии. В 1896 году Мария (тогда ассистентка врача) впервые столкнулась с умственно отсталыми детьми. Крохи находились в пустой комнате, без игрушек, книжек и возможности общаться. Монтессори стала приносить им простейшие предметы: коробки, лоскутки — и прогресс в поведении детей превзошел все ожидания. Так сложился отправной пункт педагогики Монтессори: чтобы постигать окружающий мир, детям (и больным, и здоровым) необходима развивающая среда.
Результаты работы Монтессори были ошеломительными: дети с ограничениями в развитии стали догонять своих здоровых сверстников. В январе 1907 года в Италии начала работу первая Монтессори-школа. Сейчас педагогика Монтессори, пожалуй, один из самых популярных методов развития детей.
Основные принципы
- Помоги мне познать мир. Развивающая среда — главный элемент в педагогике Монтессори — должна полностью повторять взрослую. Развитию малыша способствуют не «игрушечные» предметы, а самые настоящие. Это посуда, коробки, бутылки, лоскутки, бусины, бумага и т. д. — все то, с чем мы постоянно сталкиваемся в повседневной жизни. Соответственно, с этими предметами дети делают тоже, что и взрослые: режут, шьют, нанизывают бусины, моют посуду, вытирают пол. Подобные занятия воспитывают самостоятельность: помогают карапузу научиться обслуживать себя и укрепляют самооценку. Кроме того, ребенок понимает и осваивает основные физические законы: текучесть воды, сыпучесть песка, хрупкость стекла. И самое главное — игры с мелкими предметами различных форм и текстур развивают мелкую моторику, которая лежит в основе формирования мышления и речи.
- Помоги мне стать свободным. Сложно вырастить свободную, независимую и творческую личность, если с раннего детства ей все подряд запрещать. А мы, родители, как правило, опасаясь за безопасность своих малышей, то и дело запрещаем, оберегаем или побуждаем их к чему-либо. «Не бери — уронишь, не ходи — испачкаешься, не тронь – взорвется» — транслируем мы ребенку, тем самым лишая его возможность свободно изучать окружающую среду. Как же не ограничивать свободное развитие малыша, но при этом соблюсти элементарные меры предосторожности? Задача родителей, по мнению педагогов Монтессори, состоит в том, чтобы найти ребенку занятие, показать, как необходимо обращаться с тем или иным предметом, а затем не мешать и отпустить его в «свободное плавание». Это значит, что крохе не навязывают чужой ритм работы и чужой опыт, а просто предлагают материалы и некоторые способы взаимодействия с ними.
- Помоги мне уважать других. Не стоит путать свободу по Монтессори со вседозволенностью. Это не «что хочу, то и делаю». Это такая свобода действий, при которой «я не мешаю тем, кто играет рядом». То есть, соблюдая свои интересы и границы, ребенок должен уважать интересы других. Неслучайно в Монтессори-среде все игрушки представлены в единственном экземпляре — это учит детей общаться друг с другом: работать вместе, уступать, делиться и ждать своей очереди.
Подойдет ли вам этот метод?
Сторонники методики Монтессори утверждают, что она подойдет всем детям. Так ли это – давайте разберемся.
- Одной из отличительных черт данной методики является полная свобода ребенка. Малыш сам выбирает себе занятие. Однако такая «привычка» к свободе может в будущем обернуться рядом проблем. Детям, воспитанным по Монтессори, трудно понять школьные порядки и догмы. Некоторые их могут напрочь отвергнуть: «Почему я должен сейчас заниматься чтением, если хочу рисовать?!» и т. д.
- Следует подумать о других методиках и в том случае, если ваш малыш замкнут и малообщителен. Метод Монтессори в большей степени рассчитан на самостоятельную работу, соответственно, может спровоцировать еще большую замкнутость и отстраненность от коллектива.
- Не очень комфортно будет на монтессори-занятиях и непоседливому, гиперактивному карапузу, которому сложно долго сидеть на месте и заниматься одним и тем же делом. Вряд ли он сможет выдерживать размеренный и методичный ритм занятий в монтессори-группах. Да и главный принцип «не мешай другим» — такому ребенку соблюсти непросто.
Методика Никитиных
Борис и Елена Никитины, пожалуй, самые известные родители Советского Союза. Они вырастили семерых детей и, будучи педагогами по профессии, подробно описали собственный родительский опыт в книгах. Свою методику супруги назвали НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей).
Основные принципы
В центре системы Никитиных стоит ребенок. Авторы считают, что детский мозг настолько способен к развитию, что взрослым необходимо лишь осторожно, но регулярно и целенаправленно ему помогать, учитывая детские возможности и желания. Никитины, как и Монтессори, придерживались принципа максимальной свободы и предлагали ребенку заниматься тем, чем хочет, столько, сколько хочет, сочетая при этом физические и интеллектуальные нагрузки. Дети — хозяева сами себе, поэтому родители не должны ни к чему их принуждать – только помогать разбираться в сложных жизненных ситуациях. При этом взрослые не дают детям готовых решений проблем, а направляют, подталкивают к поиску собственных. Потому что главная задача воспитания, по мнению Никитиных, — максимальное развитие творческих способностей ребенка и его подготовка к жизни.
Основные составляющие метода Никитиных: развивающая среда, работающая на опережение способностей малыша, общий с родителями труд, закаливание и интеллектуальные игры.
- Развивающая среда — это все то, что пробуждает интерес у карапуза к какому-то виду знаний и развивает его способности.
- Никитины призывают не делать за ребенка то, что он способен сделать сам. Задача родителей — поощрять детскую самостоятельность и творчество. А это значит, не навязывать малышам своего мнения и не торопиться самим исправлять их ошибки.
- Методика физического развития Никитиных сочетает упражнения, плавание и закаливание. Основной ее тезис: «тело ребенка — само по себе инструмент познания». Постоянное движение, минимум одежды, никакой сверхкалорийной пищи и чистый воздух – при таких условиях тело детей помогает развитию их интеллекта.
- Интеллектуальные игры, разработанные Борисом Никитиным, вероятно, наиболее известная и востребованная сегодня часть «наследия» супругов. Каждая игра — это набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика. Задачки предлагаются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, чертежа, письменной или устной инструкции. Важным условием никитинских игр является их «сказочное сопровождение»: чтобы вызвать у ребенка интерес, родители придумывают историю, в которой задействованы материалы данной игры.
Подойдет ли вам этот метод?
- Малышам с хорошо развитым образным мышлением и воображением, вероятно, будет скучно складывать квадраты или рисовать абстрактные формы. Такая методика развития вряд ли надолго заинтересует их.
- Не подойдет она и тем родителям, которые не видят смысла развешивать в комнате полугодовалого ребенка различные таблицы счета, карты, схемы и другие развивающие материалы.
- Принципы физического воспитания Никитиных (обливание холодной водой, хождение босиком и т. д.) будет сложно взять на вооружение “осторожным” мамам и папам.
Методика Гленна Домана и Сесиль Лупан
Американский военный врач-нейрохирург Гленн Доман в конце 1940-х годов вместе с сотрудниками своего института установил, что мозг человека активно растет и развивается до 7-7,5 лет. Именно в этот период его можно научить фактически всему: чтению, письму, математике, иностранным языкам и т. д. Взяв за основу утверждение «Если вы хотите вырастить из ребенка посредственность, не делайте с ним ничего», Доман разработал собственную методику раннего развития.
Одной из последовательниц и благодарных учениц Глена Домана была Сесиль Лупан.
Основные принципы
По мнению Домана, ребенок не просто может учиться в самом раннем возрасте (практически с рождения) — он очень этого хочет! Задача родителей — предоставить крохе возможность активно развиваться.
Согласно методике, обучение происходит посредством демонстрации малышу разнообразных и очень многочисленных карточек со словами родного и иностранного языков, числами и картинками. Например, чтобы научить читать, показывают карточки со словами, считать — карточки с числами. Любознательность карапуза поддерживается тем, что набор карточек каждый раз обновляется, использовать старые карточки (повторяться) нельзя. Кроме того, ребенок не должен играть с ними – только так можно поддерживать постоянный интерес малыша.
В отличие от своего учителя Сесиль Лупан не ограничивается только визуальной стимуляции мозга. К карточкам Домана Лупан добавила методы развития слуховой и тактильной чувствительности (на занятиях с детьми используется различное музыкальное сопровождение, предметы и игрушки).
Подойдет ли вам этот метод?
- Отсутствие свободного времени – одна из основных причин того, что эта методика подойдет далеко не всем родителям. Изготовление карточек у фанатичных последователей Домана отнимает немало времени и сил (правда, сейчас их можно найти в продаже, но тогда не получится избежать повторного использования материала).
- Данную методику обучения непросто реализовать с непоседами.
Методика Штайнера (вальдорфская педагогика)
В 1919 году в немецком городе Штутгарте была открыта школа для детей рабочих, преподавателем в которой был Рудольф Штайнер. Основной идеей философии Штайнера, а впоследствии и базовой аксиомой вальфдорской педагогики стало полное отрицание интеллектуальной стимуляции ребенка.
Основные принципы
Главный стимул развития малыша, по мнению вальфдорский педагогов, – это полноценный контакт с мамой. Физический, эмоциональный и духовный. Он проявляется во всем: в грудном кормлении, уходе, ношении на руках, ласках, играх. Штайнер считал, что в первые месяцы жизни для ребенка важны не обилие впечатлений, а покой и защищенность. Освоение своего тела, знакомство с близкими, ползание — вот что значимо сейчас. Чтобы совершить каждое новое достижение, крохе требуется помощь. Но речь не идет о какой-то стимуляции. Всему свое время. Помощь взрослых заключается в том, чтобы окружить ребенка атмосферой любви и обеспечить примерами для подражания (наблюдая за родителями, малыш осваивает различные навыки).
В отличие от других, методика Штайнера не предусматривает обучения чтению, письму или счету в дошкольном возрасте. По мнению вальфдорских педагогов, важнейшее свойство интеллекта — способность к творчеству. Поэтому дошкольное детство полностью посвящается свободной игре – именно в ней развивается интуиции и воображение, умение фантазировать и творить. Дети рисуют красками и мелками, лепят из глины и воска, причем без всяких образцов и шаблонов, без заданной темы и определенных правил, много времени проводят на природе. Никаких “занятий” малышам не навязывают – они сами выбирают их.
Подойдет ли вам этот метод?
- Если для вас успешное обучение ребенка в обычной, традиционной школе является главной целью, то данный метод развития не подойдет. Дети, которые ранее обучались с помощью вальдорфской методики, обычно трудно привыкают к школьной обстановке и дисциплине. Кроме того, объем знаний у них зачастую меньше того, что требуется сейчас для поступления в первый класс.
- Принцип развития Штайнера вряд ли приживется в семье, если у родителей нет времени или особого желания мастерить что-то своими руками. Самостоятельное изготовление различных предметов и игрушек – одно из базовых условий вальдорфской педагогики.
Метод Николая Зайцева
Филолог по образованию, Николай Зайцев работал переводчиком в Индонезии. Там он начал преподавать русский язык как иностранный. Его учениками были взрослые, давно отвыкшие от обучения люди. Поэтому Николай разработал новую методику — изобрел свои знаменитые звенящие кубики, позволяющие, по его мнению, проникнуть в суть языка. Впоследствии Зайцев успешно применял свой метод в работе с детьми.
Основные принципы
По Зайцеву, каждое слово состоит из “складов”. Складом он называет пару из гласной и согласной букв. Оперировать такими частицами намного проще, чем традиционными слогами. Ведь слог может состоять из одной буквы, а может – из четырех. Склады избавляют малыша от ненужной путаницы. На гранях кубиков Зайцева расположены именно эти частицы. Один склад занимает одну сторону кубика, а из множества их сочетаний можно составить любое слово русского языка. Кубики Зайцева отличаются друг от друга по 46 различным признакам (цвет, размер, звучание и т. д.) Взрослым такая система может показаться слишком сложной, но дети, еще незнакомые с традиционной азбукой, легко учатся читать по системе Зайцева.
Аналогичный принцип был использован Зайцевым при разработке системы обучения математике, географии и иностранным языкам.
Подойдет ли вам этот метод?
- Данная методика хоть и считается сейчас одной из популярных, вряд ли подойдет вам, если вы не располагаете достаточным количеством времени. Для того чтобы обучить свое чадо, вам придется сначала самим разобраться во множестве ее нюансов и принципах преподавания.
Елена Шамова – детский, перинатальный психолог, семейный психотерапевт.
Журнал Супер-Мама, Август- Сентябрь2012 г.