Марафон "Секреты воспитания"

За 7 уроков, вы получите знания о том, как наладить контакт с вашим ребенком, как меньше конфликтовать с ним, и лучше понимать его!

Узнать подробнее

Марафон "Секреты счастливых отношений"

Узнай, как построить отношения, найти понимание и не развестись, с помощью психолога практика, сохраняющего каждый год более 190 семей.

Узнать подробнее

Пять методик раннего развития для детей

Выбирать, отрицать или сочетать?

Наверное, только очень ленивый родитель в наши дни не задавался вопросом о том, что такое раннее развитие и нужно ли оно ребенку? Мнения по поводу полезности и необходимости специальных занятий с крохой встречаются разные. Некоторые страстно увлечены этой идеей. Другие, напротив, категорически против вторжения и насильного развития детского организма. На вопрос: нужно ли дополнительно развивать кроху в раннем возрасте или же малыш (по сути, природа) лучше взрослых знает, когда и какие навыки и способности нужно тренировать – однозначного ответа пока нет. Поэтому каждый родитель отвечает на этот вопрос для себя сам.

Что такое раннее развитие?

Кто-то считает раннее развитие интенсивным развитием способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 3 лет). В других источниках можно найти несколько иное определение: раннее развитие – это специальные методики, направленные на опережающее развитие способностей ребенка, на то, чтобы он начал осуществлять различные физические и интеллектуальные действия и операции раньше, чем его сверстники (в данном случае термин «раннее развитие» может применяться и в отношении детей старше 3 лет). В любом случае речь идет об определенной программе действий с целью максимально эффективно раскрыть способности и потенциал карапуза.

Правила применения методик раннего развития


Методика Монтессори

Мария Монтессори — первая в Италии женщина-врач — трижды выдвигалась на получение Нобелевской премии. В 1896 году Мария (тогда ассистентка врача) впервые столкнулась с умственно отсталыми детьми. Крохи находились в пустой комнате, без игрушек, книжек и возможности общаться. Монтессори стала приносить им простейшие предметы: коробки, лоскутки — и прогресс в поведении детей превзошел все ожидания. Так сложился отправной пункт педагогики Монтессори: чтобы постигать окружающий мир, детям (и больным, и здоровым) необходима развивающая среда.

Результаты работы Монтессори были ошеломительными: дети с ограничениями в развитии стали догонять своих здоровых сверстников. В январе 1907 года в Италии начала работу первая Монтессори-школа. Сейчас педагогика Монтессори, пожалуй, один из самых популярных методов развития детей.

Основные принципы

Подойдет ли вам этот метод?

Сторонники методики Монтессори утверждают, что она подойдет всем детям. Так ли это – давайте разберемся.


Методика Никитиных

Борис и Елена Никитины, пожалуй, самые известные родители Советского Союза. Они вырастили семерых детей и, будучи педагогами по профессии, подробно описали собственный родительский опыт в книгах. Свою методику супруги назвали НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей).

Основные принципы

В центре системы Никитиных стоит ребенок. Авторы считают, что детский мозг настолько способен к развитию, что взрослым необходимо лишь осторожно, но регулярно и целенаправленно ему помогать, учитывая детские возможности и желания. Никитины, как и Монтессори, придерживались принципа максимальной свободы и предлагали ребенку заниматься тем, чем хочет, столько, сколько хочет, сочетая при этом физические и интеллектуальные нагрузки. Дети — хозяева сами себе, поэтому родители не должны ни к чему их принуждать – только помогать разбираться в сложных жизненных ситуациях. При этом взрослые не дают детям готовых решений проблем, а направляют, подталкивают к поиску собственных. Потому что главная задача воспитания, по мнению Никитиных, — максимальное развитие творческих способностей ребенка и его подготовка к жизни.

Основные составляющие метода Никитиных: развивающая среда, работающая на опережение способностей малыша, общий с родителями труд, закаливание и интеллектуальные игры.

Подойдет ли вам этот метод?


Методика Гленна Домана и Сесиль Лупан

Американский военный врач-нейрохирург Гленн Доман в конце 1940-х годов вместе с сотрудниками своего института установил, что мозг человека активно растет и развивается до 7-7,5 лет. Именно в этот период его можно научить фактически всему: чтению, письму, математике, иностранным языкам и т. д. Взяв за основу утверждение «Если вы хотите вырастить из ребенка посредственность, не делайте с ним ничего», Доман разработал собственную методику раннего развития.

Одной из последовательниц и благодарных учениц Глена Домана была Сесиль Лупан.

Основные принципы

По мнению Домана, ребенок не просто может учиться в самом раннем возрасте (практически с рождения) — он очень этого хочет! Задача родителей — предоставить крохе возможность активно развиваться.

Согласно методике, обучение происходит посредством демонстрации малышу разнообразных и очень многочисленных карточек со словами родного и иностранного языков, числами и картинками. Например, чтобы научить читать, показывают карточки со словами, считать — карточки с числами. Любознательность карапуза поддерживается тем, что набор карточек каждый раз обновляется, использовать старые карточки (повторяться) нельзя. Кроме того, ребенок не должен играть с ними – только так можно поддерживать постоянный интерес малыша.

В отличие от своего учителя Сесиль Лупан не ограничивается только визуальной стимуляции мозга. К карточкам Домана Лупан добавила методы развития слуховой и тактильной чувствительности (на занятиях с детьми используется различное музыкальное сопровождение, предметы и игрушки).

Подойдет ли вам этот метод?


Методика Штайнера (вальдорфская педагогика)

В 1919 году в немецком городе Штутгарте была открыта школа для детей рабочих, преподавателем в которой был Рудольф Штайнер. Основной идеей философии Штайнера, а впоследствии и базовой аксиомой вальфдорской педагогики стало полное отрицание интеллектуальной стимуляции ребенка.

Основные принципы

Главный стимул развития малыша, по мнению вальфдорский педагогов, – это полноценный контакт с мамой. Физический, эмоциональный и духовный. Он проявляется во всем: в грудном кормлении, уходе, ношении на руках, ласках, играх. Штайнер считал, что в первые месяцы жизни для ребенка важны не обилие впечатлений, а покой и защищенность. Освоение своего тела, знакомство с близкими, ползание — вот что значимо сейчас. Чтобы совершить каждое новое достижение, крохе требуется помощь. Но речь не идет о какой-то стимуляции. Всему свое время. Помощь взрослых заключается в том, чтобы окружить ребенка атмосферой любви и обеспечить примерами для подражания (наблюдая за родителями, малыш осваивает различные навыки).

В отличие от других, методика Штайнера не предусматривает обучения чтению, письму или счету в дошкольном возрасте. По мнению вальфдорских педагогов, важнейшее свойство интеллекта — способность к творчеству. Поэтому дошкольное детство полностью посвящается свободной игре – именно в ней развивается интуиции и воображение, умение фантазировать и творить. Дети рисуют красками и мелками, лепят из глины и воска, причем без всяких образцов и шаблонов, без заданной темы и определенных правил, много времени проводят на природе. Никаких “занятий” малышам не навязывают – они сами выбирают их.

Подойдет ли вам этот метод?


Метод Николая Зайцева

Филолог по образованию, Николай Зайцев работал переводчиком в Индонезии. Там он начал преподавать русский язык как иностранный. Его учениками были взрослые, давно отвыкшие от обучения люди. Поэтому Николай разработал новую методику — изобрел свои знаменитые звенящие кубики, позволяющие, по его мнению, проникнуть в суть языка. Впоследствии Зайцев успешно применял свой метод в работе с детьми.

Основные принципы

По Зайцеву, каждое слово состоит из “складов”. Складом он называет пару из гласной и согласной букв. Оперировать такими частицами намного проще, чем традиционными слогами. Ведь слог может состоять из одной буквы, а может – из четырех. Склады избавляют малыша от ненужной путаницы. На гранях кубиков Зайцева расположены именно эти частицы. Один склад занимает одну сторону кубика, а из множества их сочетаний можно составить любое слово русского языка. Кубики Зайцева отличаются друг от друга по 46 различным признакам (цвет, размер, звучание и т. д.) Взрослым такая система может показаться слишком сложной, но дети, еще незнакомые с традиционной азбукой, легко учатся читать по системе Зайцева.

Аналогичный принцип был использован Зайцевым при разработке системы обучения математике, географии и иностранным языкам.

Подойдет ли вам этот метод?

Елена Шамова – детский, перинатальный психолог, семейный психотерапевт.

Журнал Супер-Мама, Август- Сентябрь2012 г.

Интересные статьи по этой теме