Почему дети такие медлительные?

Если бы существовала одна из привилегий раннего детства, которой я жаждала бы обладать во взрослом возрасте, это было бы право ребенка существовать в его собственном, им самим установленном восприятии времени. Следуя расписаниям, которые устанавливают для них родители, дети иногда с головокружительной быстротой переходят от одного опыта к другому, при этом иногда их восприятие одной игрушки, понятия или нового навыка замедляется на несколько часов и даже дней. Это прекрасный, мирный способ получения знаний о мире.

Но какая досада для родителей — попытка приспособить ребенка к ритму нашей жизни зачастую приводит нас в самый настоящий тупик. Если вы будете неосторожны, то вся прелесть осознания того, каким образом ваш ребенок воспринимает время, будет потеряна в суматохе ваших замечаний: «Поторопись надеть ботинки», «Поторопись и убери это», «Поторопись и доешь свой бутерброд» и т. д.

Родители могут испытывать большие затруднения, поскольку у ребенка много времени требуется на выполнение простых, повседневных вещей. Непродолжительная поездка на рынок может превратиться в суровое испытание, которое будет продолжаться все утро; простой душ для ребенка (и неизбежная борьба с пижамой, которая следует за этим) может занять весь промежуток времени между ужином и моментом отхода ко сну.

В соответствии со своими культурными традициями мы много внимания уделяем усилиям, прикладываемым в процессе воспитания ребенка, в результате это может привести даже самого любящего родителя к ощущению того, что он попал в длинную серию вопросов, подготовки, упрашивания и умаливания ребенка о вещах, которые настолько просты и обыкновенны, что их даже не заносят в список особых дел. Заручиться поддержкой ребенка в выполнении расписания жизни семьи — это трудный вопрос. У вас есть и право и обязанность освободить ребенка от ритма ежедневной жизни, чтобы облегчить положение детей школьного возраста и взрослых. Но многие из нас понимают, что именно в раннем возрасте наши дети достигают своих собственных и первых умственных, познавательных и социальных успехов, и для этого иногда действительно следует предоставить им некоторую самостоятельность.

Для некоторых родителей такой двойной подход оказывается совершенно неожиданным. Вашему ребенку требуется запланированное и незапланированное время в течение всего дня. К запланированным действиям следует отнести пробуждение, одевание, прием пиши, дневной отдых и вечерний отход ко сну. Существуют необсуждаемые события, за исполнением которых следует строго следить. По меньшей мере два основных блока времени в течение дня ваш ребенок должен посвящать игре и изучению окружающего мира согласно его собственному понятию о «распорядке дня» — это положение должно присутствовать при составлении детского расписания дня.

Для многих детей переходные моменты представляют некоторые трудности. Вспышки гнева практически всегда сопровождают переход от одного вида деятельности к другому.

Кажется, что детям трудно перейти от одной деятельности к другой — особенно когда речь идет о переходе от веселья к обучению или практическим занятиям. Если ваш ребенок медлит и с трудом передвигает ноги, если настало время перейти из пункта А в пункт Б, следуйте изложенным ниже инструкциям, чтобы ускорить ход событий.

Советы психолога примерным родителям.

Воздержитесь от комментариев. Действительно ли вы хотите, чтобы ребенок знал, что обозначает слово «лентяй»? Возможно, нет. Постарайтесь устоять перед искушением назвать ребенка «ленивым» или «копушей», когда ритм его движений замедляется. Поведенческие ярлыки зачастую приводят к обратному результату в этом возрасте. Ваш ребенок начнет отождествлять себя со сказанным, услышав нелицеприятную оценку, в результате ритм его движений станет еще медленнее.

Предупреждение. Для большинства детей самое худшее — это когда их резко прерывают, заставляя прекратить то, чем они занимались. Постарайтесь за пять минут до намеченного времени предупреждать ребенка об окончании игры, даже если он еще не умеет определять время; по истечении пяти минут следуйте ранее намеченному расписанию. Точное указание времени не является решением вопроса для вашего ребенка, это всего лишь предупреждение, после которого следует намеченное событие. После нескольких подобных предупреждений ваш ребенок привыкнет к тому, что ему дают пять минут на завершение его деятельности, даже если после нее последует «смена декораций». Время между предупреждением и событием дает ребенку возможность привыкнуть к мысли о том, что он действительно должен сделать что-то другое по истечении времени предупреждения.

Ты понял, что следует делать? Иногда подаваемые сигналы и нереалистичные ожидания приводят к тому, что перед родителями и детьми встают большие проблемы, связанные с переходом от одного вида деятельности к другому. У вас есть полное право попросить ребенка закончить один вид деятельности или приступить к следующему. Не начинайте сердиться на детей этого возраста, требуя от них слишком многого. Поставьте перед ребенком простую задачу — на этом этапе он может следить за осуществлением только одной задачи. Когда вы будете давать ему инструкции, постарайтесь, несмотря на свою занятость, успокоиться, смотрите ребенку в глаза, говорите четко, ваши инструкции должны быть по мерс возможности простыми и короткими.

Гонка, которую нужно завершить. Бывают случаи, когда уже ничего, кроме быстроты действий, помочь не может. Если вы опаздываете или спешите, вместо того чтобы всячески подгонять ребенка просьбами или угрозами, поставьте перед ним задачу. Вместо того чтобы суетиться (и дать ребенку победить в этой ситуации), поставьте перед ним кухонный таймер или секундомер и объясните разницу между ходом времени и остановкой механизма. Если ребенок положительно воспримет этот вид игры, вы можете использовать его чаще в течение дня. Например, вы можете ставить таймер каждый вечер, перед отходом ребенка ко сну, чтобы дать ему определенное время снять одежду и улечься в постель, каждый раз отмечая новый рекорд.

Интересные статьи по этой теме