Когда ваш ребенок говорит, что беспорядок в его комнате устроил розовый слон, а двоюродный брат, который живет в трестах милях от вас, является именно тем, кто пописал в его штанишки, примите мои поздравления. Это положительное доказательство того, что ваш ребенок сообразил, кто он есть, и что ход его мыслей отличается от вашего — это значительный шаг вперед в развитии познавательных способностей.

Если вы услышите эти первые вымыслы до того, как ребенку исполнится три года, то можете порадоваться, поскольку это может означать, что в своем умственном развитии ваш ребенок опережает сверстников. Исследования свидетельствуют, что дети, которые начинают говорить неправду в раннем возрасте, воображают то, что почти каждый ребенок со временем начинает воображать, то что ложь может позволить избежать проблем – когда,например, устраиваешь беспорядок в своей комнате, мочишь свою постель или бьешь свою сестру по голове и т. д.

Вы выбиваетесь из сил в стремлении организовать день рождения для своего полуторагодовалого малыша, полагая, что для него настало время начать общаться с другими детьми. Приходит первый ребенок, и оба игнорируют друг друга, за исключением нескольких косых любопытных взглядов. И так в течение двух часов. Неужели вы готовили напитки и пирожные ради этого? Может показаться, что ваша затея провалилась, поскольку в целом идея «игры» с кем-либо, кроме мамы и папы, довольно нова для вашего ребенка — по крайней мере для тех, у кого нет старших братьев или сестер.

Мы все знаем, что страх от расставания в качестве проявления детской привязанности — это не болезнь, но нечто близкое к болезненному состоянию. Иногда вы можете уйти из дома без того, чтобы ребенок обращал на это внимание. В другой раз он будет цепляться за ваши ноги, и его слезы и жалобные крики «Ма-а-а-а-мочка» еще долго будут звучать в ваших ушах, разрывая мамино сердце. И как это ужасно и невыносимо чувствовать вину и беспокойство из-за того, что вы ушли от ребенка, который, кажется, не сможет пережить даже небольшую разлуку с вами. Что мы такого сделали, что наши дети, еще вчера бывшие очаровательными младенцами, стали так остро воспринимать каждое расставание?

Иногда, в порыве родительских чувств, мы забываем, что на самом деле наши любимые дети являются млекопитающими. Им, конечно, не приходится противостоять такому большому количеству естественных опасностей, как млекопитающим животным, тем не менее у них очень острые зубы. В какой-то момент первых лет своей жизни многие дети начинают пробовать свои зубы, кусая родителей, преподавателя, иногда даже ничего не подозревающего незнакомца, который может оказаться рядом. Вы должны помнить, что маленькие дети только начинают учиться контролировать свои действия. Они легко разочаровываются. Они только вступают в период развития, в котором практически все пробуют на вкус. Когда они чувствуют, что нужно защищаться или нападать, они пользуются тем, что есть у них в наличии.

Мы все слышали о смелости во хмелю. Обычно она появляется после маленького стаканчика, иногда после бокала или фужера. Дети имеют свою собственную, более безопасную версию этой древней общественной поддержки — у них есть «любимчики».

Любимчик — это то, что детские психологи называют «предметом привязанности» — иногда они помогает ребенку чувствовать себя менее одиноким, когда вас нет рядом. Дети создают любимчиков и наполняют их значением, потому что они могут контролировать их и использовать по своему желанию. Обычно любимчиками становятся мягкие игрушки, которые находились в кроватке ребенка, когда ему было около одного года и он начинал становиться более самостоятельным. Наиболее популярными становятся одеяла и мягкие игрушки. Обладая довольно живым воображением, некоторые малыши решают наполнить эти неживые предметы особым, символичным смыслом. Они используют своих любимчиков так, как если бы мама или папа находились рядом. Они уютно устраиваются рядом с ними, прижимаются к ним, засыпают, обнимая их.

Становясь родителями, мы понимаем, что нам придется пожертвовать некоторой долей своего сна. Маленькие дети хотят есть в любое время, и измученным родителям не остается ничего другого, как встать ночью и накормить их.

Однако когда ваш ребенок начинает ходить, т. е. становится человечком, который может передвигаться на двух ногах, смеяться над забавными рожицами и который, время от времени ест сидя, подобное положение вещей уже не кажется справедливым маме и папе. Вам по-прежнему не удается высыпаться. Кроме того, если ваш ребенок не может заснуть или не спит без вас, велика вероятность того, что с каждым месяцем эта проблема будет становиться все более актуальной. Когда ваш ребенок не может заснуть без вас, это, как правило, дело привычки. Не имея такого намерения, вы сделали себя «переходным предметом» для ребенка, таким же, как особая игрушка или соска-пустышка, вы стали «предметом», который необходим ребенку, чтобы уснуть.

Детские годы невозможно представить без нытья и жалоб. Неспособность полностью выразить свои чувства при помощи языка приводит к различным экспериментам со звуками различной тональности. И обучение языку является одной из наиважнейших задач, стоящих перед ребенком в возрасте от одного до трех лет. Будучи прилежным учеником, ребенок испробует все диапазоны звука — от шепота до воплей, от криков до нытья.

Нытье тем не менее может остаться в его репертуаре на длительное время. Причина, по которой дети ноют и хнычут, иногда кроется в том, что они делают это просто по собственной инициативе, зачастую просто потому, что они слышат, как кто-то делает это. Братья могут обвинять друг друга в чем-то, оставаясь при этом друзьями, а примером такого поведения могут выступать родители. (Если вы думаете, что никогда не ноете, постарайтесь вспомнить последний разговор, который у вас произошел с вашим супругом поздно ночью. Кто же тогда жаловался?)

Во вторник, днем, Катя, которой исполнилось год и десять месяцев, нарушила свою традицию: вместо того чтобы лечь спать, она играла в своей кроватке. В четверг она пошла еще дальше, вылезла из кроватки (к несчастью, это был новый, только что приобретенный ей навык) и пришла навестить маму во время, отведенное для дневного сна. Ее поведение, когда она бродила из одного угла на кухне в другой, было настоящим хвастовством и бравадой — она была очень довольна тем, что не находится в своей кроватке.

Означает ли это, что теперь вами утрачен последний мирный и спокойный промежуток дневного времени, когда вы можете позволить себе небольшую передышку?

Когда мы взрослые чувствуем себя уставшими, мы расслабляемся (или пьем очередную чашечку кофе). Уставший организм кажется лишенным сил.

Со многими детьми происходит обратное. Для очень маленьких детей усталость является своего рода топливом, которое подпитывает их активность до тех пор, пока их действия не станут физически безумными, при этом их эмоциональная возбудимость возрастает и даже может вылиться в неудержимый смех или истерику.

Если бы существовала одна из привилегий раннего детства, которой я жаждала бы обладать во взрослом возрасте, это было бы право ребенка существовать в его собственном, им самим установленном восприятии времени. Следуя расписаниям, которые устанавливают для них родители, дети иногда с головокружительной быстротой переходят от одного опыта к другому, при этом иногда их восприятие одной игрушки, понятия или нового навыка замедляется на несколько часов и даже дней. Это прекрасный, мирный способ получения знаний о мире.

Немногие из нас не смогли оценить удовольствия раскачиваться на стуле, особенно в возрасте года или двух. Большинство матерей, воспитывающие маленьких детей, привыкают к ритмичному звуку покачивания кресла-качалки, и многие дети прыгают, пользуясь возможностью, чтобы уютно устроиться на коленях мамы, сидящей в кресле-качалке. Как бы это ни казалось странным, дети, которые преднамеренно ударяются головой, особенно о стенки кроватки в момент укладывания в нее, кажется, пытаются добиться того же результата. В глазах психологов, исследователей по проблемам развития детей удары головой, покачивание взад и вперед и поглаживание по голове являются одним и тем же видом поведения — это меры самоуспокоения, которые, хотя никто не может точно понять, почему они таковыми являются, стимулируют вестибулярную систему, которая контролирует равновесие тела.

Если существует момент, который переносит вас назад, во времена, когда ваш ребенок был младенцем, так это тогда, когда вы смотрите на него ночью и обнаруживаете, что он по-прежнему спит, согнувшись в позе эмбриона, с пальцем во рту. Тогда вы понимаете, что он не такой уж большой.

К сожалению, палец — или пустышка, — которые напоминают вам о первых месяцах его ночного сна, могут стать источником стресса и беспокойства в течение дня. Пустышки становятся грязными, теряются, привлекают неодобрительные взгляды незнакомых людей и вызывают критические замечания со стороны родственников. Пальцы не теряются, однако становятся грязными, краснеют, покрываются раздражениями и небольшими язвочками в результате ежедневного нахождения во рту.

Частые приступы гнева бывают у детей, потому что они чего-то хотят или чего-то не хотят, поскольку они либо устали, либо голодны, больны, напуганы или просто в плохом настроении. Иногда может казаться, что приступы детского гнева возникают только потому, что небо голубое.

Неважно, насколько существенной является причина, вызвавшая гнев ребенка, не позволяйте никому говорить вам, что ребенок будет манипулировать другими людьми, поскольку не может обуздать свои эмоции в возрасте одного, двух или трех лет. Топанье ногами, визг и гневные тирады — это такая же нормальная составляющая процесса развития ребенка, как обучение говорению и использованию вилки во время еды. Большинство детей в возрасте трех лет подвержены приступам гнева. Примерно до четырех лет приступы гнева у многих детей наблюдаются почти каждый день. Если вы придете ко мне в кабинет психолога и расскажете, что у вашего двухлетнего ребенка приступы гнева, — самое большее, что я смогу вам сказать, это то, что вашему ребенку только два года. И ничего больше.

В отличие от имеющегося у большинства из нас мнения об одиноких, погруженных в себя детях, мечтающих о воображаемых друзьях, исследования детских психологов показывают, что большинство детей, выдумывающих себе друзей, являются социально активными и коммуникабельными. Они также очень изобретательны: в отсутствие реальных друзей для игр они создают своих собственных, воображаемых друзей.

Детские психологи продемонстрировали, что дети в возрасте полутора лет играют в воображаемые игры: возможно, вы видели это у себя дома — ваш ребенок делает вид, что ест воображаемую пищу или гуляет с воображаемым домашним животным. Удивительно, но в возрасте двух с половиной лет многие дети уже обладают достаточным воображением, чтобы создавать выдуманных друзей.

Страница 2 из 4