На консультации у детского психолога вы можете увидеть таблицу основных периодов развития ребенка. В графе «возраст 2 года» вы обнаружите: «снятие одежды». Некоторые из нас ошибочно полагают, что «снятие одежды» последует после того, «как будет высказана просьба», однако будьте уверены, на самом деле это не так. Ваш двухлетний ребенок будет снимать одежду тогда, когда захочет, и там, где ему понравится. Вы можете снова надеть одежду на ребенка, когда поймаете его, однако обнаженные дети бегают очень быстро и поймать их не так-то легко.

Последнее слово, которое вы хотели бы услышать от вашего ребенка, — это то, которое вы говорите, когда выходите из себя. Однако это неминуемо происходит — громким тоном или тихим голосом, но всегда четко произнесенное и выговоренное с особым выражением, ошибиться невозможно. Позднее, когда ваш драгоценный малыш повторит недавно выученное им слово из лексикона вашей свекрови, вы испытаете полное потрясение от того, что произошло. Но ваш малыш даже не имеет ни малейшего представления о том, что он говорит. Тем не менее теперь все знают, что в присутствии ребенка вы ругаетесь как сапожник.

В понедельник двухлетняя Катенька надела свой розовый сарафан, желтые гольфы (подтянув их повыше, конечно) и красные сандалии. Во вторник она носила тот же самый яркий наряд. В среду, несмотря на то, что ее мама настаивала, чтобы она переоделась, поскольку платье было испачкано шоколадным сиропом, Катенька настояла на своем и вновь надела ту же самую одежду.

Несмотря на то, что мама устала видеть это уже поношенное платье, она честно стирает его каждый вечер. Втайне от дочери она покупает новую пару желтых наколенников, когда один из старых куда-то вдруг пропадает. Она уже видела, в какую ярость впадает ее ребенок, когда видит, как выбрасывают уже ставшие старыми вещи, — и она больше не хочет видеть этого снова.

Есть дети, которые с удовольствием остаются на земле. Они учатся ходить, затем ходят и бегают — не испытывая ни малейшей потребности забираться на мебель или портьеры.

Однако существует и другая категория детей, которые в раннем возрасте, еще до того, как научатся ходить, открывают для себя, что подъем вверх может давать такие же острые ощущения, как чувство удовлетворения, которое они испытывают, когда покоряют другую гору (или стул, стол, лестничный проем, или сооружение на спортивной площадке).

Неотъемлемым правом ребенка является возможность в процессе его развития исследовать все укромные уголки и отверстия своего тела. Поэтому они трогают руками свой язык, достают грязь, скопившуюся между пальцами ног, трогают свои гениталии, засовывают пальцы в уши. У детей все неизведанное вызывает сильный восторг, и вы, до определенной степени, должны предоставить их себе, чтобы они испытали радость от познания самих себя.

Наступает время, когда каждый ребенок занимается исследованием самого себя, и его пальцы сами находят дорогу, забираясь внутрь носа. Это неизбежно. Отверстия ноздрей идеально соответствуют размеру маленьких пальчиков, и, если ваш ребенок находит какие-то сокровища внутри, он захочет еще раз отыскать их.

Причина того, что дети копаются в носу, как считают детские психологи, — там есть что-то интересное.

Как и телевизор, компьютер может стать врагом ребенка номер один, мешать его развитию, а может превратиться в помощника и важный инструмент развития ребенка. Современная реальность такова, что без компьютера уже не обходится ни одна сфера человеческой жизни. Поэтому ваш ребенок столкнется с компьютером и в кассе магазина, и в театральной кассе, и на вокзале, и наверняка дома. Детские психологи в один голос заявляют родителям: «Не стоит прятать компьютер от малыша, научите его относиться к компьютеру бережно и понимать, зачем он нужен».

Ребенка, родившегося в XXI веке, с первых дней его жизни окружает огромное количество техники; без нее представить современный мир невозможно. И один из самых дискуссионных вопросов психологии раннего возраста — надо ли знакомить ребенка с этой техникой (как мы знакомим его с природой, искусством, обществом) или необходимо всячески ограждать его от контакта с ней (она вредна, опасна, и ребенок в ней не нуждается)? Каждая семья решает этот вопрос по-своему. Одни не вводят никаких ограничений на просмотр телевизора или сидение за компьютером — и в результате могут получить ребенка, куда больше приспособленного к виртуальной, а не к реальной жизни. Другие выбрасывают на помойку телевизор, компьютер включают только в отсутствие ребенка — и в результате могут столкнуться с нервным срывом, который случится у неподготовленного ребенка при встрече с телевизором в гостях у друга или в детском саду.

Не такой, как все.

Почти в каждой группе детского сада, на каждой игровой площадке, в каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится “грозой” всего детского коллектива и источником огорчений родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Давайте разберемся, что же такое гнев? Гнев — это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. К сожалению, в нашей культуре принято считать, что проявление гнева — недостойная реакция. Уже в детском возрасте нам внушают эту мысль взрослые — родители, бабушки, дедушки, педагоги. Однако детские психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию, поскольку, таким образом ваш ребенок может стать своеобразной «копилкой гнева». Кроме того, загнав гнев внутрь, человек рано или поздно почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на первого «подвернувшегося под руку» или на того, кто слабее и не сможет дать отпор.

Советы детского психолога

  1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
  2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
  3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
  4. Наказания не должны унижать ребенка.
  5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
  6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего (огорчающего) события.
  7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
  8. Развивать способность к эмпатии (сопереживанию).
  9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.
  10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
  11. Учить брать ответственность на себя.

Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются и толкаются, а иногда в ответ на какое-либо, даже доброжелательное, обращение «взрываются» и бушуют?

Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и ваше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.

Вы помните свои детские впечатления от сказок? А как переживали за главного героя? Как вместе с ним преодолевали трудности, радовались его удачам и победам? С персонажами сказок мы учились отличать добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, верность и предательство. Именно волшебные истории будили наше воображение и фантазии и помогали перевоплощаться в сказочного героя, чтобы вместе с ним постигать житейские истины, противостоять искушениям и находить выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Современные дети, слушая сказки, проходят тот же путь познания мира и приобретения опыта. Малыши находят в волшебных историях «отголоски собственной жизни» и могут воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в кроху надежду, что чрезвычайно важно. Потому как ребенок, лишенный надежды или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха.

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому задача детского психолога заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Как правило, для детского психолога не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Родители же могут воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер. Понаблюдайте за своим чадом, возможно, многие из предложенных ниже форм поведения малыша окажутся очень знакомыми.

Когда ребенок вдруг бьется головой о твердые предметы, будь то бортики/дно кроватки, стены/пол, или наносит себе удары по голове кулаками, игрушками и т. д., самые уравновешенные родители испытывают недоумение, остальные — страх. На самом деле причин такого поведения несколько – от самых безобидных до вполне серьезных.

Картина первая: «Мне нужен ритм!»

Как это бывает? Ребенок начинает раскачиваться (обычно взад-вперед) и биться головой о находящиеся рядом предметы. При этом он делает это без особых эмоций.

Страница 3 из 4